Меню
+7 800 700 3048 Работаем с 9:30 до 18:00 Бесплатно по всей России

Оставьте контактный номер телефона и наш специалист перезвонит Вам.

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности.

Главная Информация Статьи и новости Особенности утепления в условиях Крайнего Севера

Утепление в экстремальных условиях

Изложены особенности реализации изоляционных систем в экстремальных климатических условиях, в том числе в условиях значительных отрицательных и знакопеременных температур при высоких скоростях ветра и др. Отмечается, что адаптация строительных систем к подобным условиям эксплуатации предъявляет и к теплоизоляционным материалам особые требования по стойкости к механическим и климатическим воздействиям, паропроницаемости, а также к стабильности свойств на весь период эксплуатации.

Результаты исследований эксплуатационной стойкости несшитого пенополиэтилена, подтвердившие инертность материала к влажностным и температурным воздействиям в интервале от -60 до 80оС, позволили рекомендовать изделия на его основе (маты и рулоны) в качестве изоляции для объектов Заполярья. В частности, был реализован проект изоляции жилого модуля двухзвенного гусеничного транспортера.

Проведение испытаний

Проведенные в ходе арктической экспедиции 2017 г. в республике Саха (Якутия) испытания показали, что теплоизоляция на основе несшитого пенополиэтилена позволяет обеспечивать в течение двух месяцев жизнеспособность жилого модуля при температуре окружающего воздуха от -45оС при сильном ветре с порывами до 30 м/с. Развитие Заполярья является одним из приоритетов современной экономической деятельности, в том числе и строительства.

Реализация изоляционных систем для условий низкой температуры предполагает, во-первых, исследования, направленные на оценку пригодности теплоизоляционных материалов, хорошо зарекомендовавших себя при строительстве в традиционных условиях [1, 2]; во-вторых, разработку специальных проектных решений с учетом климатических условий этого региона [3, 4]. Главным отличием строительных систем, реализуемых в условиях Заполярья, является наличие наружной плотной оболочки – металлических листов, формирующих внешнюю обшивку объекта.

Натурные испытания показали, что при использовании изделий из паропроницаемых материалов для теплоизоляции объектов с металлическим наружным кожухом в условиях температуры в интервале от -60 до -20 оС невозможно получить изоляционную оболочку со стабильными свойствами [5, 6]. Прежде всего высокая влажность в помещении и отрицательная температура снаружи приводит к конденсации паров влаги в теплоизоляционном слое и на металле, увлажнению теплоизоляции, и, как следствие, к стеканию конденсата на пол жилого модуля.

Также увлажнение теплоизоляции снижает ее тепловую эффективность и термическое сопротивление теплоизоляционной оболочки. Наличие швов и стыков плитных изделий обуславливает формирование дополнительных мостиков холода. В случае, когда изоляционная оболочка подвергается вибрационным воздействиям от работы двигателя, движения автомобиля как по дорогам, так и бездорожью, возникают дополнительные нагрузки на теплоизоляцию, что усугубляет вышеупомянутые риски и может привести к сползанию теплоизоляционного материала в изоляционной системе.

Таким образом, теплоизоляционный материал для систем изоляции объектов рассматриваемой категории должен соответствовать следующим требованиям: иметь низкую теплопроводность и паропроницаемость, высокую вибростойкость (в частных случаях) и способствовать формированию изоляционной оболочки с минимальным количеством швов. Этим критериям в наибольшей степени соответствует несшитый пенополиэтилен (НПЭ).

Несшитый пенополиэтилен является относительно новым теплоизоляционным материалом, пришедшим на отечественный рынок 20 лет назад.

Несшитый пенополиэтилен (НПЭ)

НПЭ получают путем плавления полиэтилена, смешивания массы расплава с вспенивающим агентом (изобутаном), вспениванием расплава и его последующей экструзией.

Плотность изделий (рулонов или матов) составляет 23–30 кг/м3; теплопроводность при 25±5 oС – 0,039 Вт/(м·К); теплопроводность после 100 циклов замораживания-оттаивания – 0,042 Вт/(м·К); коэффициент паропроницаемости – 0,0001 мг/(м·ч·Па) [5, 6].

К достоинствам НПЭ относят низкую среднюю плотность и теплопроводность, высокую эластичность, достаточные прочностные характеристики, устойчивость к агрессивным средам и стойкость к вибрационным воздействиям. Пенополиэтилен и полиэтилен применяются в различных областях, в том числе и в медицине, что свидетельствует о его безвредности.

Особенностями материала являются горючесть и недостаточная стойкость к УФ-облучение (солнечной радиации), что необходимо учитывать при проектировании систем с применением этого материала. Целью исследований стала оценка пригодности несшитого пенополиэтилена как теплоизоляционного материала, используемого в системах, работающих при низкой и знакопеременной температуре.

Объектом исследования являлся НПЭ с металлизированным (фольгированным) покрытием и без фольгированного покрытия [7, 8]. Эксперимент осуществлялся по методике, разработанной на кафедре Строительных материалов и материаловедения НИУ МГСУ.

Образцы подвергались климатическим воздействиям по различным режимам, после чего определялись их физико-механические характеристики (ГОСТ 17177–94 «Материалы и изделия строительные теплоизоляционные. Методы испытаний»), в том числе их деформационные кривые, а далее исследовалась их ползучесть под нагрузкой (ГОСТ EN 1606–2011 «Изделия теплоизоляционные, применяемые в строительстве. Метод определения ползучести при сжатии»).

Климатические испытания осуществлялись по двум режимам: 1 – в температурном интервале от -20 до 40 оС; 2 – в температурном интервале от -60 до 40оС. Количество циклов (z) во всех случаях было равно 60. Деформационные характеристики НПЭ представлены на рис. 1.

Результаты эксперимента

Эксперимент показал, что деформационные кривые контрольных образцов и образцов, подвергнутых щадящему климатическому воздействию (режим 1) практически совпадают (расхождение в результатах не превышает ошибки эксперимента – 4 %). В замороженном при -60 оС состоянии прочность пенополиэтилена выше, чем у контрольных образцов, что определяется изменением вязкости полимера. При этом материал стадии хрупкого разрушения не достигает.

В результате экспериментов установлено, что повреждения образцов отсутствуют. Снижение прочностных характеристик образцов пенополиэтилена после климатических испытаний не превышает 4–6 %. Материал может быть рекомендован в качестве теплоизоляции объектов, эксплуатируемых в условиях температуры до -60 оС [7, 8]. Деформации полиэтилена (материала основы) в интервале температуры от 40 до -60 оС не превышают 0,3 % и не превосходят статистическую погрешность эксперимента.

Деформации сжатия вспененного полиэтилена при охлаждении до -60 оС связаны с изменением состояния паровоздушной смеси в ячейках пенополиэтилена [9, 10, 11]. При оптимальных погодных условиях (температуре 15–20 оС и нормальном атмосферном давлении) давление в ячейках равно атмосферному, влажность воздуха тоже равна атмосферной, а плотность воздуха составляет 1,22–1,23 кг/м3. Паровоздушная смесь в замкнутых ячейках пенополиэтилена находится в равновесии с атмосферным воздухом.

При охлаждении до -60 оС плотность воздуха в ячейках вспененного полиэтилена повышается до 1,60–1,65 кг/м3, при этом происходит конденсация паров воды и превращение их в иней (лед). Т. е. плотность воздуха в замкнутых ячейках пенополиэтилена повышается в 1,3 раза и в ячейках создается разряжение.

Давление в ячейках становится ниже атмосферного, что и предполагает линейное сжатие пенополиэтилена до 3–5 %. Пенополиэтилен обладает низкой паропроницаемостью, поэтому релаксация деформаций сжатия происходит постепенно, по мере выравнивания давления воздуха в ячейках с авлением атмосферного воздух.

Испытания на ползучесть под нагрузкой, рекомендованной ГОСТ EN 1606–2011 показали, что эффект ползучести (деформаций сжатия при постоянной нагрузке меньшей 2 кПа) не зафиксирован ни для контрольных образцов, ни для образцов после климатического воздействия. Это позволило считать представленные образцы вспененного полиэтилена стойкими как к климатическим воздействиям, так и к механическому нагружению, не превосходящему половину прочности при сжатии при 10 % деформации в естественных условиях эксплуатации. Чтобы оценить изменение ползучести образцов пенополиэтилена в более жестких условиях, поставлен дополнительный эксперимент. Было принято решения проводить испытания образцов при нагрузках больших, чем рекомендованные ГОСТ EN 1606–2011 от 2 до 6 кПа.

Результаты (рис. 2, 3) показывают, что эффект ползучести имеет место при значительных нагрузках, которые не характерны для условий эксплуатации изделий из вспененного полиэтилена.

Климатические испытания и исследования

По результатам климатических испытаний, а также исследований свойств НПЭ и особенностей работы пенополиэтилена в условиях отрицательной температуры до -60 оС разработаны рекомендации по укладке этого материала в конструкции. Для крепления полотен материала между собой предусматривается замковое соединение, предназначенное для бесшовной сварки замковой системы рулонного утеплителя, которое сочетается с механической фиксацией рулонов пенополиэтилена по периметру изолируемой поверхности.

Замковая система на стыке двух рулонов сваривается между собой посредством строительного фена. В результате склеивания при температуре 110–120 оС получается единое бесшовное полотно, состоящее из теплоизоляционного материала, поставляемого в рулонах.

Такое единое полотно проще и легче укладывать на поверхность конструкций, которые подлежат утеплению, что сокращает трудозатраты. Полученное теплоизоляционное полотно является герметичным, т. е. в нем отсутствуют щели и стыки, что препятствует выходу теплового потока наружу.

Таким образом, в получаемом теплоизоляционном слое полностью отсутствуют теплопроводящие мостики по глади поверхности, что положительно сказывается на характеристиках всей изоляционной оболочки. Предлагаемая технология утепления обеспечивает сохранение тепла внутри и существенно повышает теплосберегающие свойства системы теплоизоляции.

По результатам исследований, проведенных в НИУ МГСУ, был реализован проект создания изолированных жилых модулей для гусеничной и колесной техники, включая мобильную спецтехнику, используемую для нужд военного ведомства (рис. 5).

Мобильная техника Министерства обороны преодолела маршрут от пос. Тикси, вдоль побережья губы Буора-Хая и Янского залива, по замерзшему морю Лаптевых, до острова Котельный и обратно. Экспедиция проходила в конце февраля – начале марта 2017 г. (рис. 6).

Температура колебалась от -45 до -22 oС; влажность воздуха достигала 95 %; скорость порывов ветра превышала 30 м/с. Для утепления техники применили теплоизоляционный материал на основе несшитого пенополиэтилена толщиной 100 мм.

Внедренная технология, позволившая закрыть всю утепляемую поверхность, ликвидировать мостики холода и избежать выстуживания жилого пространства, способствовала повышению эффективности всей системы утепления жилого модуля.

Исследования проводились по договору между НИУ МГСУ и ООО ТЕПОФОЛ» «Исследование физико-механических характеристик вспененного полиэтилена «Тепофол» в условиях температурных, механических и климатических воздействий». По результатам натурных испытаний НИИЦ АТ3 ЦНИИ Минобороны России составлен «Протокол оценки теплоизоляционных, влагозащитных, прочностных и других свойств материала «Тепофол» при эксплуатации в сложных климатических условиях республики Саха (Якутия) (район п. Тикси и о. Котельный архипелага Новосибирские острова)».

Мы в соцсетях

Ваша заявка успешно отправлена! Наш специалист свяжется с Вами в ближайшее время.

Форма заполнена некорректно. Заявка не отправлена.

Подпишитесь на наш
Телеграм канал и будьте в курсе
последних новостей